Екатеринбург.рф

Раздел V. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА ЕКАТЕРИНБУРГА

Система управления реализацией Стратегического плана

За последние годы в Российской Федерации были созданы новые правовые основы построения и функционирования комплексной системы стратегического планирования. Актуализированы приоритеты, цели и задачи развития страны, Уральского федерального округа, Свердловской области, в том числе с учетом новых глобальных тенденций и вызовов.

В силу целостной, сбалансированной совокупности стратегических направлений, программ и проектов Стратегический план развития Екатеринбурга органично вписался в систему стратегического планирования Российской Федерации. Стратегический план будет реализовываться с учетом положений действующего федерального и регионального законодательства: Указов Президента Российской Федерации, отраслевых стратегий Правительства Российской Федерации и Свердловской области, приоритетных проектов и программ, утвержденных президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа, а также Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016–2030 годы и программы «Пятилетка развития Свердловской области» на 2017–2021 годы (Рисунок 1).

Стратегический план, а также иные документы стратегического планирования муниципального образования «город Екатеринбург» в соответствии с федеральным законодательством размещены в Государственной автоматизированной информационной системе «Управление».

Единая структура управления реализацией Стратегического плана включает в себя Программный совет, возглавляемый Главой Екатеринбурга – Председателем Екатеринбургской городской Думы, Координационный совет, возглавляемый главой Администрации города Екатеринбурга, рабочие группы и проектные офисы (Рисунок 2). В состав рабочих групп, проектных офисов и Программного совета входят представители деловых кругов, общественности, науки, власти, СМИ и молодежи города.

Система общественных и коллегиальных органов стратегического развития Екатеринбурга, проектные офисы обеспечивают межведомственную координацию процессов разработки (актуализации), реализации, мониторинга и корректировки хода реализации Стратегического плана.

Документы и инструменты реализации Стратегического плана

Реализация Стратегического плана сопровождается процессом разработки Плана мероприятий по реализации Стратегического плана, в котором детализированы стратегические направления и программы, с указанием ответственных исполнителей и ожидаемых результатов реализации, осуществлена их координация с мероприятиями муниципальных и ведомственных целевых программ, стратегических проектов (Рисунок 1).

На основе Плана мероприятий будут внесены изменения в существующие муниципальные и ведомственные целевые программы или разработаны новые, в которых будут определены мероприятия, объемы и источники финансирования.

Таким образом, цели, задачи, мероприятия и целевые индикаторы муниципальных и ведомственных целевых программ будут согласованы со Стратегическим планом, что обеспечит концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического и пространственного развития города и повысит эффективность расходования средств бюджета.

Кроме того, основным инструментом реализации Стратегического плана являются стратегические проекты. Каждый проект представляет собой совокупность мероприятий, направленных на достижение определенных, сфокусированных задач, необходимых для стратегического развития города. Ответственность за разработку, своевременную корректировку, подведение ежегодных итогов реализации, информирование населения о ходе его выполнения возлагается на определенный функциональный или отраслевой орган Администрации города Екатеринбурга. Дробное деление проектов позволяет повысить их управляемость и в целом реализуемость стратегии. Для этих же целей выработаны единые методические подходы к разработке стратегических проектов.

Проектные мероприятия условно можно разделить по направленности на коммерческие и социальные. 

Коммерческие проекты – это те, которые способны приносить финансовую выгоду, реализуются преимущественно частным бизнесом с организационным или бюджетным участием Администрации города Екатеринбурга. В целях создания максимально благоприятных условий для работы бизнеса Администрацией города Екатеринбурга разработан и используется инвестиционный стандарт и стандарт развития конкуренции.

Социальные проекты реализуются преимущественно за счет бюджетных средств. Максимально используется принцип привлечения внебюджетных средств: грантов, инвестиций, добровольных взносов и пр., а также рассмотрения возможностей сочетания коммерческой выгоды с социальным эффектом (самоокупаемость). Кроме того, все большее распространение получает такой механизм решения социальных задач, как инициативное бюджетирование. Наиболее масштабные проекты, прежде всего инфраструктурные, реализуются посредством форм муниципально-частного партнерства.
Также стратегические проекты развития Екатеринбурга можно разделить на поведенческие и поселенческие. Однако такое деление условно, поскольку отдельные проекты могут иметь и ту, и другую направленность.

Схема формирования документов и инструментов реализации Стратегического плана на территории муниципального образования «город Екатеринбург» (70Кб)

Схема процесса разработки и актуализации Стратегического плана развития Екатеринбурга (41Кб)

Под поселенческими проектами понимаются те, что направлены на изменение физической среды города, то есть на создание, реконструкцию или улучшение тех или иных объектов, которые призваны позитивно влиять на социально-экономическое развитие. Результатом реализации таких проектов являются жилье, объекты инженерно-технической, транспортной, социальной и деловой инфраструктуры, производственные помещения, новые учреждения, организации – то, что реально видимо и осязаемо.

Поведенческие проекты предполагают воздействие на сознание жителей города в целях привития или изменения тех или иных жизненных ценностей и установок. Они направлены, например, на пропаганду здорового образа жизни или распространение основ экологической культуры. Результаты поведенческих проектов физически не ощущаются, однако они призваны улучшать общество, создавая мощное конкурентное преимущество – комфортную социально-культурную среду, благоприятную для жизни и ведения бизнеса.

Выделение как поселенческих, так и поведенческих проектов вызвано необходимостью комплексного решения социальных задач, формирования устремленности населения к позитивным изменениям.
Основным инструментом реализации Стратегии пространственного развития является Генеральный план развития города (Рисунок 3), который определяет перспективные условия формирования среды жизнедеятельности, зонирования, направления и границы развития территорий, развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, градостроительные требования к сохранению историко-культурного наследия и особо охраняемых природных территорий, экологическому и санитарному благополучию.

Мониторинг и контроль реализации Стратегического плана

Стратегический план является основой для разработки муниципальных и ведомственных целевых программ Екатеринбурга, прогноза социально-экономического развития на среднесрочный период, плана мероприятий
по реализации Стратегического плана, основных направлений деятельности Администрации города Екатеринбурга, а также текущих планов работы органов местного самоуправления (Рисунок 1).
Мониторинг Стратегического плана базируется на наиболее общих показателях, необходимых для Стратегического плана развития Екатеринбурга, – перечне ожидаемых результатов для каждого направления, представляющих собой прогнозные параметры показателей до 2030 года, и целевом ориентире до 2035 года с разбивкой на этапы реализации стратегии: 3 года – для первого, 5 лет – для последующих. Сравнение значений показателей с прогнозными, согласно этапам реализации стратегии позволяет оценить правильность выбранных в Стратегическом плане направлений деятельности и способов достижения целевых ориентиров.

Схема взаимосвязи Стратегического плана развития Екатеринбурга, Стратегии пространственного развития Екатеринбурга и Генерального плана развития Екатеринбурга (471Кб)

Оценка изменений значений показателей социально-экономического развития проводится также в среднесрочной и краткосрочной перспективах.
Для этого ежегодно устанавливаются контрольные параметры как для показателей Стратегического плана и стратегических проектов, так и более детализированных показателей текущей деятельности, которые оказывают существенное влияние на первые. Их набор базируется на перечне основных показателей Стратегического плана, однако может несколько отличаться от прогнозных параметров стратегии в случае действия корректирующих обстоятельств. Таким образом, на этом уровне мониторинга оценивается эффективность конкретных мероприятий, проектов и программ Стратегического плана.

Такая мера позволяет скоординировать стратегические цели и текущую деятельность местных органов власти, дает представление о направлениях развития города для жителей, заинтересованных субъектов бизнеса, общественности, науки, на основании которых они вносят свой вклад в реализацию тех или иных мероприятий Стратегического плана.

Анализ реализации Стратегического плана оформляется в виде годовых итогов исполнения Плана мероприятий по реализации Стратегического плана, а также содержится в ежегодных итогах социально-экономического развития города. Данные документы разрабатываются Департаментом экономики на основе отчетов органов Администрации города Екатеринбурга, которые являются ответственными за реализацию стратегических проектов, и данных государственной статистической отчетности.

Важным элементом мониторинга реализации Стратегического плана является анализ состояния общественного мнения по этому вопросу. Дискуссионные площадки по стратегическим направлениям развития, социологические исследования, телефонные «горячие линии», интернет-форумы и другие формы обратной связи с населением являются источником получения информации, дающей участникам стратегического планирования сведения о том, насколько чувствительные изменения происходят в жизни города, какой характер (позитивный или негативный) они носят, а также о том, в каком направлении следует двигаться дальше. Рекомендации и замечания граждан, как показывает практический опыт, достаточно конкретны и представляют собой детальную информацию для анализа различных сфер городской жизни. Задачей аналитиков является вычленение и систематизация проблемных точек развития города, поиск путей их решения и учет при последующих корректировках стратегических документов.

Контроль осуществляется как за выполнением Стратегического плана в целом, так и реализацией отдельных направлений, программ и проектов.

Выделяется три уровня контроля: оперативный, тактический и стратегический. Оперативный контроль осуществляется в рамках анализа и контроля реализации Основных направлений деятельности Администрации города Екатеринбурга и достижения контрольных показателей. Тактический контроль реализации осуществляют органы Администрации города Екатеринбурга, ответственные за разработку и реализацию стратегических программ и проектов. Департамент экономики Администрации города Екатеринбурга анализирует деятельность участников реализации стратегии в целом и дает оценку выполнения Стратегического плана. Изменения Стратегического плана оформляются Решением Екатеринбургской городской Думы.

Внесение изменений в Стратегический план проводится раз в шесть лет, а документы, принятые во исполнение Стратегического плана, корректируются по мере необходимости, в том числе в связи с изменениями в законодательстве.